Итак, право на самоопределение в настоящее время окончательно утвердилось в качестве основного принципа международного права. И если относительно общего содержания этого принципа прослеживается известная определенность в правовых актах и в доктринальных источниках, то в отношении более узкого вопроса о субъекте права на самоопределение то же самое сказать нельзя. Ни в Уставе ООН, ни в Декларации о принципах международного права 1970 года, ни в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года, ни в других документах, в которых говорится о праве на самоопределение, не раскрывается понятие ”народа”, за которым и закреплено это право. А между тем, как отмечал один из авторов, достаточно скептически относившийся к праву на самоопределение, ”оно на первый взгляд кажется разумным: пусть решают народы. Но в действительности это нелепо, потому, что народ не может решать, пока кто-то не решит, кто есть народ” (1). Поэтому уяснение вопроса о том, что понимается в международном праве под термином ”народ”, имеет решающее значение для определения того, имеют ли меньшинства право на самоопределение.
Очень интересный и полезный материал с сайта http://www.peoples-rights.info
Читать полностью.
Я сделал для себя несколько важных выводов из этого материала. Конечно же они требуют дополнительной проверки, но примерно выглядят так:
1. Народ имеет право на самоопределение вне зависимости от того, признается он правительством или титульной нацией государства в котором он проживает народом или нет.
2. Народ может представить себя народом в плане международной юрисдикции не сколько путем переписи населения или бесконечной и малопродуктивной дискуссии с гос чиновниками, а путем простого плебесцита (нац. референдума), который (например в РО) может и должен проводиться только среди представителей данного народа, без участия в плебесците остального населения региона, диаспор и прочего. т.е. сами представители народа (этноса) вправе определять себя таковыми и стать субъектом применения международного права о самоопределении народов.
3. Здесь важно понять разницу между народом (people) и нацией (nation). Право на самоопределение закреплено за народом (в юридическом смысле). Нация в понимании послевоенного мироустройства сливается с гражданством. Т.е. француз или немец тот кто таков по паспорту, вне зависимости от того — этнический он немец или француз или иммигрант получивший гражданство. То же самое с «россиянством», это постсоветская попытка перейти в формат цации-государства.
4. Что касается принципов территориальной целостности государств, — этот принцип признается мировой юрисдикцией по отношению к государству, которое гарантирует народам право на самоопределение, и по сути само является продуктом такого волеизъявления народов (самоопределения). Если же государство не выполняет этих гарантий (от непризнания до открытого геноцида), то территориальная целостность такого государства будет поставлена под сомнение.